понедельник, 8 июня 2015 г.

Классный час "Искры памяти"

Классный час "Искры памяти"
 Методическая разработка Классный час для 4 кл.


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Красносельского района
ГБОУ СОШ №549

Методическая разработка
Классный час для 4 кл.

«Искры памяти»



Автор-составитель Попова Наталья Николаевна
учитель начальных классов








Санкт-Петербург
2013-2014
Цель:
создать условия для формирования чувства патриотизма,национальной гордости.
Задачи:
Показать примеры героизма ленинградцев в годы блокады.
Расширять знания детей об истории родного края.
Воспитывать уважение к прошлому своего народа.
Оборудование:
Интернетресурсы.
Хлеб,метроном,хлебные карточки.
Фотографии (раздаточный материал)


















Ход занятия.
1.Объявление темы.
Сегодня я предлагаю вам самим догадаться,на какую тему будет наш классный час.
У меня есть три прдмета ,которые объединяет одно время.(Хлеб,метроном,хлебные карточки).
О чем мы будем говорить на классном часе?( о блокаде).
Почему вы так решили? ( В блокаду нечего было есть.Продуктов было очень мало.Хлеб выдавали по карточкам).
( По радио в перерывах между важными сообщениями с фронта звучал метроном.Это значило,что город живет.Сердце его бьется.)
Да,сегодня мы будем говорить о блокаде Ленинграда и о памятниках,посвященных подвигу народа.
2 .Многозначность слова «блокада».
Что значит это слово,как вы его понимаете?(Когда город окружен врагами)
Если мы посмотрим в словаре,то увидим,что это слово многозначное.
Блокада в медицине обозначает определенные прцедуры для лечения больных.
И это же слово употребляется в политике.
Блокада- это обложение неприятеля военными силами с целью отрезать его от морских или сухопутных путей с окружающим миром.
3.Что вы знаете о блокаде Ленинграда?
( В блокаду очень много людей умерло от голода).
(В городе не было отопления,люди топили буржуйки).
(Не было воды,приходилось брать ее из Невы).
(Несмотря на все трудности люди продолжали работать на заводах,работали школы).
4.Монтаж
Сейчас ваши одноклассники напомнят,как это было.Вы увидите документальные фотографии и фотографии картин художников блокадного Ленинграда.
1 слайд.»Город-крепость»
8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург, а 11 сентября подошли к Пулковским высотам.14 километров отделяло врага от центра города.Город превратился в крепость.Улицы были перегорожены противотанковыми укреплениями,оплетены колючей проволокой.Долинии фронта можно было доехать на трамвае.
Наш город в снег
До пояса закопан
И если с крыш
На город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела смерть.
2 слайд «На санках за водой»
Не сумев взять Ленинград штурмом ,фашистские войска перешли к осаде.
А город был в дремучий убран иней,
Уездные сугробы ,тишина…
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят,скрипят по Невскому полозья.
На детских санках,узеньких ,смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Вот женщина везет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице.
В руках бидончик- это суп на ужин.
Свистят снаряды,свирипеет стужа,-
Товарищи , мы в огненном кольце.
3 слайд «Кусок хлеба 125 граммов».
Город жил, трудился, боролся. Фронту требовалось оружие и техника ,поэтому заводы не прекращали работу. В городе работало 39 школ. Не было отопления. И все время хотелось есть. Норма выдачи хлеба зимой 1941 года составляла 125 граммов.
Да, ведь не скроем – в эти дни
Все ели клей, потом ремни.
Но, съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но, он точил, пока рука
Могла производить движенья…
А если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.
4 слайд «Дорога жизни»
900 дней Ленинград находился во вражеской блокаде.А это значит ,что со всех сторон посуше был окружен врагами.Нельзя было ни выехать , ни въехать в него.
Но ленинградцы все же нашли выход – дорога была проложена по воде и льду Ладожского озера.
Есть дорога через лед…
День и ночь к нам шла подмога-
Хлеб и соль , тепло и свет.
На тебе лежит , дорога ,
Нашей крови красный след.
5 слайд
18 января 1943 года шестнадцатимесячная блокада была прорвана.И только спустя год , 27 января 1944 года, блокада была полностью снята.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось ,что все небо грохотало…
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут…
5.Основная тема.
Как можно назвать одним словом жизнь ленинградцев в те годы? Что они совершили? (Подвиг)
Что дается в награду за подвиг?(Медаль, орден)
6 слайд «Город-герой».
Ленинграду было присвоено звание «Город- герой».
А в память о подвигах людей в дни блокады в нашем городе установлено много памятников.
Мы говорим сегодня только о пяти из них.
Ваша задача- запомнить названия ,где они находятся, чтобы вы смогли посетить эти места вместе с родителями.(Показ презентации.Памятники
  1. 3-й километр Дороги жизни. Мемориал, созданный в память о детях блокадного Ленинграда. В октябре 1968 года здесь был открыт Мемориальный комплекс «Цветок жизни«.
  2. Стелы на кургане «Дневник Тани Савичевой». Ленинградская школьница Таня Савичева начала вести дневник во время блокады. Несколько страниц ее дневника – трагическая история многих ленинградских семей.
  3. Мемориал «Разорванное кольцо» у Ладожского озера.
  4. Монумент «Мать-Родина» на Пискаревском кладбище. На гранитной стене, расположенной позади монумента, высечены строки Ольги Берггольц: «Никто не забыт,ничто не забыто»
  5.  Памятник «Блокадный трамвай»8 сентября 2007 г. по инициативе сотрудников предприятия «Горэлектротранс» у выезда трамвая из парка на пр. Стачек был открыт памятник «Блокадный трамвай», ставший мемориалом героическим вагоновожатым. Памятником стал вагон 2465 12-го маршрута серии МС, детально восстановенный реставраторами.)
6.Проверка знаний после показа презентации.
У вас на партах в конвертах находятся фотографии памятников.Покажите, о каких из них шла речь.
Викторина.
1 вариант
2 вариант
А)Страницы дневника ленинградской школьницы застыли в камне.О каком памятнике идет речь?
А)Покажите памятник который не является скульптурой.
Б)За каким памятником на стеле высечены слова «Никто не забыт,ничто не забыто»?
Б)Какой памятник соединен аллеей с «Цветком жизни»?
В)На каком памятнике можно прочитать строчки из известной песни?
В)Послушайте строки ,обращенные к вам:
»Потомок ,знай! В суровые года
Верны народу,долгу и Отчизне
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели Дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда!»
Покажите памятник,на стеле которого высечено это обращение?


Война давно закончилась.Зачем люди вспоминают о тех страшных событиях? Зачем нужно помнить о войне?(Чтобы не допустить новой войны).
(Уважать память тех кто погиб)
(Это наше прошлое, наша история.Ее нельзя забыть.)
В каком мире вы хотите жить?(В мире без войны)
Что для этого нужно?(Уважать каждого человека,ценить жизнь).
Что за слова были в центре Цветка Жизни? (Пусть всегда будет солнце).
Давайте составим «букет жизни».В середине каждого цветка слова –«Пусть всегда будет».
А на лепестках ,которые лежат у вас на партах ,вы напишите самое дорогое для вас слово.
(Лепестки прикрепить на доску)
  1. Итог.
Мы познакомились с памятниками,посвященными подвигу ленинградцев во время блокады,собрали букет.
Прочитаем слова на наших цветах.(Дети читают).
Искры остаются от огня.Страна горела от пожаров войны.Искры- это памятники,которые помогают нам помнить,чтить и быть благодар

Комментариев нет:

Отправить комментарий